Основное название

Название раздела

 

декабрь 2008
ЦИАН - Центр Изучения Адаптивных навыков
ссылка

 


Специалисты в шоке – открытие псковичей может произвести техническую революцию.

Отечественный автопром может возродить только нечто принципиально новое. Например, уникальный двигатель: легкий, экономичный, работающий на любом топливе и экологически чистый. Псковские ученые такой разработали.

Почему автомобили не летают, как птицы? Кто-то вместо ответа покрутит пальцем у виска, кто-то предложит сверить цитату с первоисточником... А главный конструктор научной группы Псковского государственного политехнического института Юрий Лукьянов отвечает по существу:

- Двигатели тяжелые. Машинам бы легкие движки, полетят не хуже птиц. И ведь полетят... 

Плод многолетних усилий научной группы Псковского государственного политехнического института - двигатель роторно-лопастного типа с внешним подводом теплоты. Единственный в мире. Полтора года назад группа представила разработки на конкурсе Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». И, обойдя ведущие НИИ, институты и университеты России (например, НАМИ, МАИ), получила грант в 7,6 миллиона рублей на дальнейшее развитие темы. 

Образец двигателя псковичи выставили недавно на крупнейшей международной выставке «Перспективные технологии XXI века». «Российская газета» написала после этого: «Ученые создали двигатель будущего». А организаторы мероприятия торжественно вручили авторам «гвоздя сезона» Золотую медаль выставки.

«Небольшой движок на 400 лошадей»

Поднять машину с пассажирами на высоту хотя бы нескольких метров Юрию Лукьянову захотелось еще в середине семидесятых.

- Для этого понадобился бы двигатель мощностью 400 лошадиных сил, а это огромный, тяжелый агрегат, - развивает логику конструктор. - Меня заняла идея компактности - нужен мощный движок небольших размеров. У нас двигатели - внутреннего сгорания. А я решил идти в направлении двигателя внешнего сгорания, с внешним подводом теплоты, без выхлопной трубы.

Внутренний и внешний.
 
Двигатели внутреннего сгорания, имеющиеся во всех автомобилях, - поршневого типа: цилиндр - поршень, коленчатый вал, распределительный вал. В этой конструкции есть свои недостатки, над устранением которых пока что безуспешно бьются ученые: очень большие потери на трение в машине, приличные габариты, экологический минус. При этом еще двести лет назад шотландский пастор Стирлинг придумал принцип двигателя внешнего сгорания. Он заключается в чередуемом нагревании и охлаждении воздуха в герметичном рабочем цилиндре. КПД - больше 60 процентов (у двигателя внутреннего сгорания - 35 процентов)... Но двигатель этот огромный, потому что для эффективной работы требует вдвое больше поршней, чем «собрат» внутреннего сгорания, и страшно дорогой, до 3 миллионов рублей. Его, в поршневом варианте, пробовали изготавливать «Филипс», «Мерседес», «Дженерал Моторс». Шведы на все свои подводные лодки установили «двигатели Стирлинга». Но область применения таких механизмов по-прежнему крайне узка.

Масса плюсов.
 
Как бы сделать двигатель еще и компактным, и подешевле? Лукьянов решил использовать вместо поршневой системы роторно-лопастную. Научная группа из десяти человек - пятеро кандидатов и два доктора наук - полтора года воплощала идею в практику. И появился проект фантастического агрегата с уникальными возможностями. 

Нет сложных форм, что удешевит массовое производство: изготавливать конструкцию можно на обыкновенных токарных станках. Работает на любом топливе, от дров до солнечного тепла. Способен одновременно вырабатывать тепло и электричество. Экономичен. Тихий - конструкция замкнутая, рабочее тело (газ) не покидает ее, нет хлопков и взрывов, гудит не громче холодильника. Замкнутый цикл объясняет и отсутствие выхлопной трубы, следовательно - экологическая чистота. И главное - мощнее обычного двигателя в пять раз!

Фантастика - он работает!

- Но сам образец никому не нужен, - ошарашивают представители рабочей группы. И приводят байку про Оппенгеймера. Отец атомной бомбы вроде бы дважды терял чемоданчик с расчетами, пока убеждал всех в перспективности открытия. На чемоданчик никто не покусился - находку в целости и сохранности возвращали владельцу. Потому что никто не понимал масштабности идеи. Но как только появились расчеты для реализации задуманного, «ядерный» чемоданчик со всем содержимым немедленно засекретили.

- Так что главное - описать математически все процессы в нашем двигателе, - замечает Юрий Лукьянов. - Математическая модель - наиболее перспективный путь внедрения проекта в народное хозяйство: методика расчета позволит любому конструкторскому бюро разрабатывать на ее основе собственные варианты. Вот она, эта методика.

Чудо-двигатель размером с небольшой ящик сможет обеспечить светом и теплом многоэтажку. Стоимость электроэнергии - 1 копейка за киловатт-час!

Конструктор взвешивает на руках три пухлых тома. Те самые расчеты, вокруг которых уже прошли защиты нескольких диссертаций, дипломных и курсовых работ.

Как работают формулы, проверили на железе. Два экспериментальных образца не подкачали - выдали те же параметры, что и в расчетах. Расхождение - максимум на полтора процента. 

А далеко ли до Нобелевской?
 
- Комиссия Роснауки рекомендовала продолжить проект в рамках опытно-конструкторской разработки, с существенно превышающим размеры гранта финансированием, с привлечением крупных российских предприятий, - говорит проректор по научной работе Псковского политехнического 
института, руководитель научной группы Игорь Плохов. - Создадим опытный образец, который должен будет пройти госприемку. Половину суммы выделит государство - 200-300 миллионов рублей. Остальное - предприятия.

- А сколько лет потребуется для того, чтобы внедрить разработку в массовое производство?

- Много... Два с половиной - три года уйдет на разработку опытного образца. И до двух лет - на организацию производства. Неизбежен процесс доводки. Первые автовладельцы все время с собой запасные клапана возили - ломались часто, пока Форд подходящий материал не нашел.

- А ведь если все хорошо пойдет, вам и Нобелевскую премию дать могут.

- Не-е, - смеются разработчики, - до нее обычно не доживают. А те, кто доживает, лет через 30-40 после широкомасштабного применения разработки почести получают. 

 
Самый важный вопрос.
 
Где использовать двигатель внешнего сгорания Лукьянова и Ко? Диапазон применения, уверяют разработчики, - от бытовой техники до транспорта. Ну, летающие «Жигули» - это пока отдаленная перспектива. А вот небольшие, поселковые теплоэлектростанции мощностью до полутора мегаватт - это вполне в реальном обозримом будущем. Топливо - абсолютно любое. Каменный уголь, опилки, дрова, газ - все, что горит или дает тепло: солнце, геотермальные источники. Себестоимость электроэнергии - барабанная дробь - одна копейка за киловатт-час! Двигатель размером с небольшой ящик не только осветит, а еще и согреет квартиры. Работает тихо, а значит, не обязательно удалять и изолировать ТЭЦ от жилой зоны. А можно, например, установить мини-котельную в подвале многоэтажки - дешево и сердито. Впрочем, говорят конструкторы, новый двигатель и в холодильнике прекрасно себя чувствовать будет. 

 
Граждане, в порядке очереди!
 
Конкурентов у наших ученых нет. Псковичи оформили два патента - на механизм преобразования движения в роторно-лопастном механизме и на уникальный двигатель. Так что если кто-то лет через несколько задумает наладить серийный выпуск двигателей - милости просим в Псков за лицензией.

Да, кстати, к байке про Оппенгеймера: основная часть расчетов двигателя нового типа уже засекречена...

 


СТИРЛИНГ ПО-РОССИЙСКИ

Ограниченные запасы углеводородного топлива и высокие цены на него заставляют инженеров искать замену двигателям внутреннего сгорания. Российский изобретатель предлагает простую конструкцию двигателя с внешним подводом теплоты, который рассчитан на любой вид топлива, даже на нагрев солнечными лучами. Создатель проекта двигателя Виталий Максимович Нисковских - конструктор, широко известный специалистам-металлургам не только в нашей стране, но и за рубежом. Он автор более 200 изобретений в области оборудования по разливке стали, один из основателей отечественной школы проектирования машин непрерывного литья криволинейных заготовок (МНЛЗ). Сегодня 36 таких машин, изготовленных под руководством В. М. Нисковских на Уралмаше, работают на металлургических комбинатах России, а также в Болгарии, Македонии, Пакистане, Словакии, Финляндии, Японии.

В 1816 году шотландец Роберт Стирлинг изобрел двигатель с внешним подводом теплоты. Широкого распространения изобретение в то время не получило - слишком сложной была конструкция по сравнению с паровой машиной и появившимися позже двигателями внутреннего сгорания (ДВС). 

Однако в наши дни вновь возник острый интерес к двигателям Стирлинга. Постоянно появляется информация о новых разработках и попытках наладить их массовое производство. Например, на голландской фирме "Филипс" построили несколько модификаций двигателя Стирлинга для большегрузных автомобилей. Двигатели внешнего сгорания ставят на судах, на небольших электростанциях и ТЭЦ, а в перспективе собираются оснащать ими космические станции (там их предполагают использовать для привода электрогенераторов, поскольку двигатели способны работать даже на орбите Плутона). 

Двигатели Стирлинга имеют высокий кпд, могут работать с любым источником теплоты, бесшумны, в них не расходуется рабочее тело, в качестве которого обычно применяют водород или гелий. Двигатель Стирлинга мог бы успешно использоваться на атомных подводных лодках. 

В цилиндры работающего двигателя внутреннего сгорания вместе с воздухом обязательно заносятся частицы пыли, вызывающие износ трущихся поверхностей. В двигателях с внешним подводом теплоты такое исключено, поскольку они абсолютно герметичны. Кроме того, смазка не окисляется и требует замены значительно реже, чем в ДВС. 

Двигатель Стирлинга, если его использовать как механизм с внешним приводом, превращается в холодильный агрегат. В 1944 году в Голландии образец такого двигателя раскрутили с помощью электромотора, и температура головки цилиндра вскоре понизилась до -190°С. Подобные устройства успешно используют для сжижения газов. 

И все же сложность системы кривошипов и рычагов в поршневых двигателях Стирлинга ограничивает их применение. 

Проблему можно решить, заменив поршни роторами. Основная идея изобретения состоит в том, что на общем валу установлены два рабочих цилиндра разной длины с эксцентриковыми роторами и подпружиненными разделительными пластинами. Полость нагнетания (условно - сжатия) малого цилиндра соединена с полостью расширения большого цилиндра через канавки в разделительных пластинах, трубопровод, теплообменник-регенератор и нагреватель, а полость расширения малого цилиндра - с полостью нагнетания большого цилиндра через регенератор и холодильник. 

Двигатель работает следующим образом. В каждый момент времени из малого цилиндра в ветвь высокого давления поступает некоторый объем газа. Чтобы заполнить полость нагнетания большого цилиндра и при этом сохранить давление, газ нагревают в регенераторе и нагревателе; его объем увеличивается, и давление остается постоянным. То же, но "с обратным знаком" происходит в ветви низкого давления. 

Из-за разницы в площадях поверхности роторов возникает результирующая сила F=?p(Sб-S м), где ?p - разность давлений в ветвях высокого и низкого давлений; Sб - рабочая площадь большого ротора; Sм - рабочая площадь малого ротора. Эта сила вращает вал с роторами, и рабочее тело непрерывно циркулирует, последовательно проходя через всю систему. Полезный рабочий объем двигателя равен разности объемов двух цилиндров.


Детальное описание иллюстрации: Роторный двигатель внешнего сгорания состоит из двух цилиндров, соединенных двумя ветками трубопроводов - высокого и низкого давления (для наглядности роторы разнесены, хотя в действительности они находятся на одном валу). Рабочий газ движется в одну сторону, проходя последовательно нагреватель, большой цилиндр, теплообменник, холодильник и малый цилиндр.


Изобретатель Доктор технических наук В. НИСКОВСКИХ (г. Екатеринбург).

 


Про двигатели стирлинга я уже писал на форуме здесь
http://cianet.ru/index.php?topic=371.0
К различным двигателям на основе цикла Стирлинга в мире введеться много разработок, есть серийео выпускаемые двигатели
а не только опытные образцы.
В Швеции еще 20 лет назад построили Подводные лодки класса Готланд с двигателями Стирлинга, активные разработки ведуться в Германии, Японии и др. Странах.
Наша страна к сожелению отстает в этой области и созданы только опытные образцы.

Это не совсем так
Это двигатель внешнего сгорания поэтому выхлопная труба там обязательно есть, т.к. надо выпускать продукты горения топлива которые также загрязняют воздух, хотя и в меньшей степени чем двигатели внутреннего сгорания.

Псковский изобреталь далеко не первый даже в России. 
роторный двигатель изобрели и запотентовали также: 
Мухин, 
Нисковских
Сурненков 
http://www.sibpatent.ru/patent.asp?nPubl=2088780&mpkcls=F02G001&ptncls=F02G001/043&sort=2

А вот информация из Интернета про двигатель стирлинга в общем
http://ru.wikipedia.org/wiki/Стирлинга_двигатель
http://www.ecoteco.ru/index.php?id=317
http://sfera.nnm.ru/dvigatel_stirlinga_chast1teoriya
http://www.popmech.ru/part/print.php?rubricid=4&articleid=1730
http://www.stirling.ru/public6.htm
http://abvgd-auto.narod.ru/Buka/Text/Stirling.htm
http://pla.by.ru/art_altengines.htm
http://autom.boom.ru/help/cxema.htm
http://autom.boom.ru/help/mne.htm 
http://manfreds-hobbypage.de/seiten/start_str.htm
http://newforum.delaysam.ru/topic.php?forum=2&topic=6&start=5

А вот про роторные двигатели Стирлинга
http://www.texhopolis.ru/publication/article_9.html
http://www.bekkoame.ne.jp/~khirata/english/mk_rot.htm
http://efisakh.autodata.ru/club_stirling.htm

 



Псков, 2009

<>

Hosted by uCoz